Социальная защита населения в ходе реализации жилищно-коммунальной реформы


Социальная защита населения в ходе реализации жилищно-коммунальной реформы
В соответствии с решением, принятым на 69-м заседании Совета Федерации 22 февраля 2001 года, Комитет Совета Федерации по вопросам социальной политики рассмотрел на своем заседании с участием представителей Правительства РФ 13 марта 2001 года вопрос: "О мерах по социальной защите населения, принимаемых Правительством Российской Федерации в ходе реализации жилищно-коммунальной реформы". По результатам обсуждения Комитет констатировал, что в основу вносимых Правительством РФ предложений по социальной защите населения должен быть заложен принцип адресности социальных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным слоям населения. Оказание помощи в виде субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг предполагалось осуществлять исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи. Размер субсидий предлагалось определять как разницу между размером платы за жилищно-коммунальные услуги, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и допустимым размером собственных расходов граждан, определяемым на основе предельно допустимой доли от их доходов. Одновременно предлагалось реформирование системы социальных льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основе следующих принципов: постепенный отказ от традиционно сложившегося подхода, при котором льготы устанавливаются в зависимости от формальной принадлежности к той или иной социальной группе; усиление адресности в предоставлении льгот путем обеспечения их взаимосвязи с величиной среднедушевого дохода семьи и прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации; заявительный порядок в нуждаемости и гарантированность социальной помощи. В соответствии с программой Правительства РФ в области социально-экономической политики на долгосрочную перспективу, категориальный принцип предоставления льгот должен быть заменен на адресный. В целях социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг Правительством РФ уже приняты соответствующие постановления, в которых отражены некоторые меры по социальной защите населения при оплате потребляемых услуг и включению в минимальную потребительскую корзинку затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанных по федеральным стандартам. На основе анализа представленных в Комитет материалов, характеризующих предлагаемые Правительством РФ меры по социальной защите граждан в ходе осуществления жилищно-коммунальной реформы, а также фактических данных об уровне жизни населения в России, аппаратом Комитета была предпринята попытка оценить влияние мер, предлагаемых к осуществлению в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства, на показатели уровня жизни населения в стране. По расчетам Госкомстата России, численность малоимущего населения (имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по Российской Федерации в IV квартале 2000 года в сумме 1285 рублей в расчете на душу населения) составляло 27 процентов общей численности населения, то есть практически третью часть. При этом в субъектах Российской Федерации денежных доходов в среднем не хватало на потребительскую корзину прожиточного минимума, а покупательная способность населения соответствовала в среднем уровню бедности. В среднем же по России на личные денежные доходы в 2000 году (по данным Всероссийского центра уровня жизни при Минтруде России) можно было купить менее 2-х наборов товаров и услуг, входящих в прожиточный минимум. Переход на стопроцентную оплату жилья и коммунальных услуг для населения с уровнем среднедушевых денежных доходов свыше прожиточного минимума планировался еще в 2003 году. Предполагалось, что это приведет, во-первых, к существенному падению уровня жизни низкообеспеченных и средних слоев населения, составляющих в настоящее время примерно 51 процент. С учетом того, что меры социальной защиты в связи с указанными мероприятиями предполагается распространить только на те домохозяйства, личные доходы в которых не превышают величины прожиточного минимума, падение уровня жизни населения в целом составит не менее 30 процентов. Во-вторых, увеличится доля домохозяйств с доходами, не превышающими величины прожиточного минимума, поскольку после уплаты стоимости жилья и коммунальных услуг доходы определенной (немалой) части населения уже не превысят указанного показателя. В этих условиях представляется логичным предложение скорректировать величину прожиточного минимума в сторону увеличения в связи с ростом тарифов на коммунальные услуги. Стоит отметить, что у большинства населения основные расходы направлены на текущее потребление продовольственных товаров и непродовольственных товаров первой необходимости и не остается достаточных средств на оплату услуг и на сбережения, без которых уже сейчас невозможно рассчитывать на достойные жилищные условия, образование и здравоохранение, пополнение имущества и товаров длительного пользования. Между тем, ни в федеральном бюджете на 2001 год, ни в федеральных целевых программах не предусматривались какие-либо дополнительные ассигнования на реализацию мер по социальной защите населения в связи с осуществлением реформы жилищно-коммунальной сферы. Что же касается высокодоходных слоев населения, которые составляют около 7 процентов, то планируемый переход на 100 процентную оплату жилья и коммунальных услуг практически никак не отразится на их уровне доходов. В соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, связанные с отменой предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг", подготовленным Правительством РФ в рамках программы жилищно-коммунальной реформы, предполагается отмена льгот по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам (за исключением инвалидов I группы), чернобыльцам, ветеранам труда и многим другим социально незащищенным группам граждан. При том, что среднемесячный размер субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2000 году не превысил 80 рублей. Комитет Совета Федерации по вопросам социальной политики неоднократно и на разных уровнях заявлял о необходимости адаптировать доходы населения к расширению платных услуг и реформе жилищно-коммунального хозяйства, имея в виду, что сначала нужно повысить доходы населения и лишь после этого повышать плату за жилье и коммунальные услуги. В целях смягчения последствий осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства, Комитет предложил Правительству Российской Федерации предпринять следующие меры. Темпы проведения реформы должны быть увязаны с развитием реального сектора экономики и увеличением национального дохода. Рост расходов на оплату жилья и коммунальных услуг должен быть поставлен в соответствие с ростом реальных доходов населения, прежде всего оплаты труда и пенсий. Реализации реформы должен предшествовать тщательный социально - экономический прогноз с тем, чтобы рост платежей и тарифов на все виды жилищно-коммунальных услуг не приводил к ситуации, когда для подавляющего большинства населения (свыше 80 процентов) оплата жилищно-коммунальных услуг станет невозможной. В противном случае рост объема субсидий будет превышать снижение бюджетных дотаций в жилищно-коммунальный сектор и нагрузка этого сектора экономики на бюджет не уменьшится. Выделение "финансирование жилищно-коммунального комплекса" отдельной строкой в бюджетах всех уровней. Усилить государственное регулирование цен и тарифов на энергоносители. Подвергнуть необходимой корректировке основные параметры программы жилищно-коммунальной реформы, касающиеся сроков ее проведения и показателей, предусмотренных соответствующими федеральными стандартами. Для этого необходимо: - продлить сроки проведения указанной реформы до 2008 года; - установить в 2001-2002 годах: федеральный стандарт уровня платежей граждан в целом по всем видам предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, используемый при расчете размера Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, в размере 50 процентов их стоимости; федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи - в размере, не превышающем 13 процентов. установить предельно допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи к 2008 году в размере не более 15 процентов. Сохранить действующую систему льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг для всех социально незащищенных категорий граждан.

Жилищная энциклопедия. — М.: Гарант. . 2008.

Смотреть что такое "Социальная защита населения в ходе реализации жилищно-коммунальной реформы" в других словарях:

  • Семья и жилищно-коммунальная реформа — (см.: Реформа жилищно коммунального хозяйства). В проекте программы реформирования и модернизации жилищно коммунального комплекса Российской Федерации, рассмотренной Правительством РФ в марте 2001 года, одной из стратегических задач поставлено… …   Жилищная энциклопедия

  • Субсидия — (Grants) Пособие в денежной или натуральной форме Пособие предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам Содержание Содержание Определение Учет правительственных субсидий… …   Энциклопедия инвестора

  • Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия